Международная организация Association for Computing Machinery (ACM) была основана в 1947 г. в Филадельфии сотрудниками Пенсильванского университета, создавшими первый в мире компьютер ENIAC.

ACM сегодня

В настоящее время АСМ является наиболее авторитетной в мире международной организацией в области компьютеров (The First Society in Computing), объединяющей более 80000 своих членов - ученых, инженеров, программистов, студентов - всех специалистов, занимающихся проблемами огромного современного компьютерного мира. Поле деятельности АСМ весьма широко - АСМ проводит конференции, издает журналы и книги, присуждает ежегодные премии за достижения в области теоретической информатики и компьютерных технологий и, в частности, знаменитую АСМ Annual Meeting Turing Award, называемую нобелевской премией в области компьютеров, и т.д. Штаб-квартира АСМ находится в Нью-Йорке, в одном из наиболее престижных кварталов Манхэттена. Финансовые средства для реализации своих целей АСМ черпает частично из членских взносов, но главным образом получает от крупнейших корпораций, работающих в различных областях высоких технологий.

Компьютерная неделя ACM

Ежегодно в феврале-марте АСМ проводит так называемую компьютерную неделю АСМ (АСМ Computing Week). В программу АСМ Computing Week входят флагманские конференции АСМ по основным направлениям информатики, выставки, демонстрации, встречи молодых программистов с предполагаемыми работодателями, различные специальные мероприятия и т. д. Например, в 1996 г. в число специальных мероприятий входили матч из шести партий между чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым и компьютером Deep Blue, разработанным в одной из лабораторий корпорации IBM, и памятный обед, посвященный ученым и инженерам, создавшим в 1946 г. компьютер ENIAC. Одним из главных событий АСМ Computing Week является финал командного чемпионата мира по программированию, победители которого награждаются вместе с лауреатами различных научных премий на традиционном ежегодном торжественном банкете (Award Banquete) ACM.

Чемпионат мира по программированию

Командный чемпионат мира по программированию среди сборных команд высших учебных заведений (АСМ International Collegiate Programming Contest) проводится АСМ, начиная с 1977 г. Таким образом, в сезоне 1995/96 гг. был разыгран юбилейный двадцатый чемпионат. Схема организации чемпионата включает два этапа: региональный и финальный. Команды-победительницы региональных групп выходят в финал и разыгрывают звания чемпионов мира, Европы, Северной Америки и других континентов.

Муждународные соревнования

В первые годы в соревнованиях участвовали в основном команды североамериканских вузов, а весь остальной мир был представлен одной европейской региональной группой. Однако, начиная с 1990 г., в связи с сильным ускорением распространения персональных компьютеров резко возрастает международный интерес к этим соревнованиям, и буквально каждый год начинают появляться новые региональные группы. Постепенно европейские, австралийские и новозеландские команды начинают занимать места в верхней части итоговой таблицы. Наконец, в 1995 г. сенсационную победу в мировом чемпионате одерживает команда университета Альберта Людвига из немецкого города Фрайбурга - впервые европейская команда становится чемпионом мира. Однако, в следующем сезоне американцы берут реванш - чемпионом мира становится команда калифорнийского университета Беркли, второе место занимает команда Гарвардского университета, а лучшая из европейских команд команда Софийского университета - остается на четвертом месте.

Традиции олимпиад

За более чем двадцатилетнюю историю состязаний сформировались международные правила этих соревнований, в соответствии с которыми команде, состоящей из трех участников, предоставляется один компьютер и предлагается в течение 5 часов решить максимальное число из предложенных задач. Количество задач обычно варьируется от 8 до 9. Побеждает команда, решившая наибольшее число задач, а в случае равенства числа решенных задач – команда, затратившая меньше времени. Характер традиционно предлагаемых на соревнованиях задач предполагает, что участники продемонстрируют свое мастерство как в искусстве компьютерной алгоритмизации задач, так и в составлении эффективных программ, реализующих выбранные для решения алгоритмы.

Уникальность ACM

В целом эти состязания в наш век наступления "промышленного программирования" остаются одним из немногих интеллектуальных конкурсов, на которых участники могут продемонстрировать свои способности в искусстве программирования в его классическом понимании и которые поддерживают традиции этой замечательной области теоретической информатики.

Олимпиады — поступь будущего

На первый взгляд кажется, что эти состязания относятся к области высокого чистого искусства", имеющего мало точек соприкосновения с реальной жизнью" современного программиста. Действительно, круг из нескольких десятков блестяще одаренных молодых людей, реально претендующих на победу в мировом первенстве, и их тренеров весьма узок, а математико-программистское содержание состязаний понятно достаточно ограниченному числу специалистов и педагогов высшей квалификации. Однако результаты этих интеллектуальных игр мировой программистской элиты представляют интерес уже для гораздо более широких кругов, поскольку процесс формирования и подготовки команд опирается на всю образовательную, научную, промышленную и культурную компьютерную инфраструктуру данной страны. Эти результаты достаточно точно отражают международное распределение мирового компьютерного интеллектуального потенциала по различным странам и позволяют оценить способность нации не только использовать разработанные в других странах компьютерные технологии, но и вносить свой вклад в их создание. Неслучайно генеральный спонсор чемпионата мира сезонов 1992/93-1996/97 гг. - знаменитая компьютерная корпорация Microsoft - вложила в организацию соревнований более двадцати семи миллионов долларов.

Место России в соревнованиях

Способность страны выявить, собрать и воспитать несколько команд сообразительных ребят, способных бороться за победу в финале первенства, свидетельствует об общем уровне развития компьютерных технологий в данной стране и ее возможном будущем потенциале в этой области человеческой деятельности. Область же эта, по общему мнению, станет доминантой развития XXI века. Необходимо приложить все силы, чтобы Россия заняла свое достойное место в мировых компьютерных состязаниях молодых программистов.

« назад к списку статей

История ACM олимпиад С чего всё начиналось